Архив за месяц: Февраль 2016

Кризис мобилизует сотрудников? Не надейтесь!

Слово «кризис» очень удобное. Им можно маскировать любые, даже самые вопиющие недостатки управленческой деятельности, причём на любом уровне — от президента (руководителя государства) до неформального лидера строительной или электромонтажной бригады (бригадира).

Типичный сотрудник — человек (или собака?), который перекладывает часть ответственности за собственную жизнь на плечи работодателя. Он сидит и ждёт, что ему принесут готовое решение, а в идеале ещё и выполнят за него всю работу. Ныть, обвиняя во всём внешние обстоятельства «непреодолимой силы», сотруднику всегда приятнее, чем шевелиться. Заказов мало — плохо, виноват работодатель. Однако чтобы заказов было больше надо подтянуть дисциплину. И, если это приведёт к успеху, дисциплину придётся подтягивать второй раз. Но нет — не хочу! Вообще-то это смахивает на шизофрению, но выдаётся как норма. Двойные стандарты никто не отменял…

Но и мы… Много ли мы понимаем? Вот парадокс, который сформулировали ещё в Древней Греции (круг на песке — сделать иллюстрацию). Часто об этом говорят ещё проще: многие знания — многие печали.

Кто-то сказал, что кризис мобилизует сотрудников? Не надейтесь зря! Лучше примите управленческие меры. Приведите в порядок систему применения поощрений и наказаний. «Надежда — мой компас земной» — не более, чем красивое выражение, пригодное лишь для лирических стихоплётов. В бизнесе же безосновательная надежда неотвратимо наказуема.

Читайте книгу «Как электрику пережить кризис»!

Обучаемость и перспективы

В момент приёма нового сотрудника на работу между его квалификацией и требованиями, принятыми в Вашей организации, всегда существует зазор. Абсолютное значение величины зазора может варьировать (в некоторых случаях корректнее было бы говорить не о величине зазора, а о глубине пропасти), но одно остаётся неизменным — несоответствия нуждаются в немедленной коррекции.

В организации делать нужно это, а сотрудник умеет и хочет делать то (в смысле не то), и это своё «не то» всячески пытается реализовать. В конце концов, так ему комфортнее и удобнее. Иногда доходит до идиотизма и анекдотов… Без принятия срочных мер по обучению (переобучению) новичка невозможно нормально работать!

Вот здесь-то и встают вопросы обучения и обучаемости.

Обучение почти всегда идёт со скрипом. Не так быстро, как хотелось бы руководителю, а то и просто не так…

У обучаемых есть два подхода. Разумеется, в реальной жизни они никогда не встречаются в кристально чистом виде — речь идёт здесь о тенденциях.

Первый — они делают неправильно, но делают. Получают обратную связь в виде замечаний, «разбора полётов» и т. п. Работают над ошибками. Постепенно (у кого-то быстрее, у кого-то медленнее) растёт понимание и  качество.

Второй — не делают, мотивируя это тем, что боятся (или не могут) сделать неправильно. Выдымывают совершенно изощрённые объяснения и предлоги, чтобы не делать годами. Сотрудник вроде бы есть, а что он делает — не понятно. Но вроде бы что-то делает…

Кстати, не стоит пребывать в самонадеянной уверенности, что Вы всё видите, понимаете и контролируете. В качестве приложения к статье я приведу пару примеров из практики нашей Диспетчерской аварийно-ремонтной службы (не самой отсталой службы, между прочим)….

Первый подход худо-бедно работает. Второй — нет. Невозможно научиться без практики. Придерживающиеся второго подхода — однозначно являются балластом для организации. Чем быстрее они покинут фирму (бригаду), тем лучше.

Делайте выводы, уважаемые руководители!

Преднамеренное запутывание графика

Человек вообще, а наёмный сотрудник в особенности — существо противоречивое. Он долгое время мечтает о порядке как о некой панацее от всех бед (возможно, поэтому так высока цитируемость лозунгов типа «Бандера приде — порядок наведе!»), но если порядок-таки устанавливается, сотрудник быстро устаёт от выполнения своих обязанностей и принимается мечтать о «свободе».

Слово «свобода» имеет множество значений, и, надо отметить, далеко не все из них положительные. Более того, ещё каких-то 150-200 лет назад его смысл был в основном отрицательным. Так называемая свобода во многом тождественна хаосу.

Иллюстрация — памятник собчаку «преподаватель свободы»…

Пробубнил что-то в трубку — типа «предупредил» об отсутствии… А если начальник не понял, то это его проблемы… Фактически происходит преднамеренное запутывание графика.

Логика обиженного мальчика

Часто спрашивают — можно ли принимать уволенных (ушедших по собственному желанию) сотрудников обратно? Или, как вариант, сотрудничать с ними в какой-то альтернативной форме, скажем, передавать на выполнение некоторые заказы?

Универсального рецепта для подобных ситуаций нет, но общие принципы управления актуальны и даже обострены. Можете поощрить и наказать — тогда вы контролируете ситуацию. Не можете — значит, скоро уши начнут размахивать ослом, причём в роли осла окажетесь Вы. Исключений практически не бывает.

Присутствует и «подводный камень», слишком крупный и опасный для того, чтобы его игнорировать (или старательно не замечать). Это включение логики обиженного мальчика у уволенного (уволившегося).

Логика обиженного мальчика (если, конечно, правомерно называть эмоции логикой) — вещь чрезвычайно устойчивая, к тому же она хорошо подпитывается другими обидами и комплексами.

Уходя — уходи! Мудрейшая поговорка, сильно действующая в обе стороны.

На обиженных возят воду. Если Ваша фирма не занимается доставкой воды, десять раз подумайте, нужна ли Вам «реинкарнация» бывших сотрудников и всякий неразрывно связанный с ней «геморрой».

П. С. Это не только логика обиженного мальчика. У «девочек» в этом контексте дела обстоят ещё хуже. Просто мы исследуем проблематику электротехнического бизнеса, а это дело почти исключительно мужское.