Создание корпоративной базы знаний (КБЗ) — объективная необходимость любого развивающегося предприятия, не желающего навсегда остаться представителем микро- или малого бизнеса.
Сама формулировка словосочетания «корпоративная база знаний» многим не нравится и, честно говоря, не может не вызывать вопросов, ведь классическая корпорация — это огромный монстр, имеющий мало что общего с малым или средним бизнесом.
Вероятно, слово «корпоративная» внедрилось в наш язык вследствие нюансов перевода западной бизнес-литературы. Похоже, у нас под словом «корпорация» понимают совсем не то, что на западе. У нас это любой более или менее организованный бизнес.
И всё же ощущается какое-то несоответствие, когда базу знаний для коллектива в 10-15 человек (средний размер крепкой организации уровня малого бизнеса), находящуюся в стадии разработки, сразу называют корпоративной, или когда владелец булочной, заказывая в ателье пошив двух форменных жилеток, называет эти жилетки корпоративной одеждой…
Но нравится нам или нет, данный термин потихоньку приживается, поэтому обойтись без его употребления становится весьма проблематично.
Теоретически существует 2 принципиально разных подхода к созданию КБЗ. Назовём их так.
1. Заранее.
2. По ходу пьесы.
В реальной жизни, разумеется, всё гораздо сложнее. Описанных выше подходов в чистом виде не существует — используются их сочетания.
Идеальным вариантом, по идее, должно считаться такое сочетание — сначала всё продумали, подготовили максимум, обкатали на маленькой фирмочке и потом давай расширяться — нанимать сотрудников, обучать их согласно материалам КБЗ, при необходимости понемногу корректируя Базу…
Но вот беда — идеальный вариант практически недостижим. В погоне за этим идеалом можно провести всю жизнь, так и не начав свой электротехнический бизнес.
Свою КБЗ мы называем уважительно, с большой буквы — Корпоративная база знаний или просто База. Далее в этой статье мы станем придерживаться именно этого варианта написания.